Всем известно, что продать товар не первой свежести всегда очень трудно. Для успешной продажи его всегда приходится выставлять в выгодном свете и идти на различные ухищрения. То же самое относится и к продаже недвижимости на вторичном рынке, ведь покупатели, как правило, руководствуются именно первым впечатлением о ней. Понятие "home staging", что можно перевести на русский язык как "предпродажная подготовка квартиры", уже давно и прочно вошло в словарь иностранных риэлторов. А как с этим обстоят дела на рынке белорусской недвижимости?

Стоит отметить, что для каждой отдельной квартиры home staging строго индивидуален. Одному жилому помещению для последующей успешной продажи может быть необходима лишь генеральная уборка, в то время как другому может не помочь и капитальный ремонт. Тем не менее, среди основных пунктов предпродажной подготовки можно выделить следующие: генеральная уборка квартиры, вывоз ненужного хлама, устранение неприятных запахов, грамотная расстановка мебели и, конечно же, хорошая фотосессия.

Пример предпродажной подготовки жилого дома

Пример предпродажной подготовки жилого дома

Следует понимать, что этот процесс ни в коем случае не является попыткой обмануть покупателя, а лишь представить готовящуюся к продаже квартиру в выгодном свете. В США и Европе существует огромное количество фирм, занимающихся именно предпродажной подготовкой. Есть подобные компании и в России. Их работа происходит по следующему принципу: сначала оговаривается сумма, которую владелец хочет получить за свою недвижимость, затем составляется договор, затем, в зависимости от масштаба выполненных работ, к стоимости квартиры прибавляется дополнительная сумма. После сдачи в аренду или продажи квартиры полученная разница делится пополам между клиентом и агентством. Спектр предлагаемых услуг огромен - от мытья окон и дверей до избавления квартиры от тараканов.

По подсчетам агентств, затраты на подобные работы в среднестатистической квартире составляют не более 1% от ее продажной стоимости. В то же время, в случае успешной предпродажной подготовки цена квартиры может вырасти на 5 и более процентов.

Почему же home staging не хочет становиться востребованным в Беларуси? На то есть несколько причин. В основном, владельцы уверены, что квартиру у них купят в любом случае и готовы потратиться только на уборку и косметический ремонт. Случаи, когда кто-либо переклеивал обои, перекладывал ламинат и так далее очень редки. Часто покупатели воспринимают home staging как попытку скрыть какой-либо серьезный недостаток и иногда такое действительно происходит - если квартира в плохом состоянии, а на кухне натяжные потолки, это может означать, что жилье затапливали. Сейчас покупателей можно условно разделить на 2 категории: одни ищут квартиру как можно дешевле,без отделки и хотят сами сделать ремонт «под себя», другие, наоборот, ищут квартиру с ремонтом, чтобы как можно быстрее вселиться и не тратить свое время и средства. Главное, что можно здесь посоветовать - не затевайте глобальный ремонт. Новые владельцы, скорее всего, захотят все сделать по своему вкусу, а затраты на ремонт окажутся бесполезными. Единственное, что точно не помешает поменять, это установка современных окон и металлической двери.

Главной же причиной непопулярности предпродажной подготовки квартиры в Беларуси является нестабильность финансового рынка. Цены на квартиры изменяются каждый день, а home staging может сильно повлиять на сроки ее реализации и вряд ли на этом получится выиграть. Если же ситуация на рынке недвижимости в Беларуси будет оставаться стабильной хотя бы на протяжении 5 лет, тогда можно будет говорить о перспективах распространения предпродажной подготовки в нашей стране.